Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Отделение теоретических дисциплин

2017-2018 учебный год

В учебном плане инструментального отделения есть предметы по теории музыки: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хор.

В  сольфеджио, как  ни в какой другой музыкальной  дисциплине, важно органическое взаимодействие между музыкальным материалом и упражнениями, между содержанием навыка  и его методикой, исключительное  значение приобретает система.Ребенок, умеющий «говорить» на музыкальном языке, обладающий музыкальным мышлением, осознает собственную значимость в мире музыки не как потребитель духовных ценностей, а как хранитель их, преобразователь и творец.

Предмет «Сольфеджио» вводит в круг различных знаний об основных элементах и закономерностях музыки, и чем глубже и стабильнее знания и навыки, приобретенные при изучении сольфеджио, тем легче дети овладевают профилирующим инструментом, тем осмысленнее происходит понимание и воспроизведение самой музыки.

Предмет «Слушание музыки».

Что слышит ребенок, когда слушает музыку? Как помочь ему понять и осознать особую реальность сложного мира му­зыкальных звуков? Первая педагогическая помощь на этом пути — усвоение и осознание некоторых конкретных поня­тий и явлений, а именно: звука и его характеристик (высоты, длительности, силы, окраски), метра и ритмического рисун­ка, фактуры, мелодии и аккомпанемента, темпа, штрихов и т.д. Необходимого развития требует и одно из эстетичес­ких чувств — синестезия (особая способность человека к межсенсорному восприятию; зрительно-слуховые ассоциации, соошущения).

Ощущение в музыке — цвета и плотности, в живописи — динамики, в поэзии — музыкальных интонаций — не только обогащает восприятие каждого вида искусства, но и поддер­живает, развивает творческое начало, необходимое каждому музыканту. Такое направление в работе заставляет рассмат­ривать «Слушание музыки» как предмет, способствующий формированию взгляда на мир как на единое целое: мир един, а собственно Искусство музыки — составная его часть. В свя­зи с этим при прохождении материала могут возникнуть ас­социации с явлениями природы и психологическими состоя­ниями человека.

Не случайно от начала и до конца в программе курса про­ходят категории времени и пространства: музыкальное вре­мя в мелком масштабе (пульс, шаг) и более крупном (синтаксис, простые формы), их пространственно-звуковое реше­ние. Таким образом, комплексный подход к изучаемому ма­териалу, связанный одновременно с конкретным анализом, является стержнем в работе по данной программе.

Предмет «Слушание музыки» начинается с первого класса по третий класс по семилетнему курсу обучения, и первый класс по пятилетнему курсу обучения ведется один год.  

Слушая музыкальные произведения, дети часто воспри­нимают их как некую звучащую музыкальную ткань. Они еще не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемен­та. Но они уже способны эмоционально откликнуться на зву­чащую музыку, получив удовольствие от возникших ощуще­ний. Воспринимая мир достаточно органично и цельно, дети свободно переносят свойства одного вида искусства на дру­гой. Они могут «видеть» музыку в цвете, осязать ее (мягкая, твердая, плотная и т. д.), могут слышать стихи как музыкаль­ную интонацию (веселую, озорную, жалобную), могут «озву­чивать» рисунок динамическими оттенками.

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие де­тей, чем на заучивание ими определенных понятий и тер­минов.

Предмет «Музыкальная литература».

В настоящее время музыкальная литература как учебный предмет – это дидактически отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью которых учащиеся должны научиться слушать музыку, понимать ее содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства.

Предмет «Музыкальная литература» начинается: со второго класса по пятилетнему курсу обучения и с четвертого класса по семилетнему курсу обучения, предоставляя благоприятные возможности для разностороннего художественного воспитания ребенка.Достаточно гибкая структура этого предмета позволяет сочетать теоретическую часть курса с практическими занятиями, преодолевать известную замкнутость различных отделений музыкального дополнительного образования (хоровое, фольклорное и др.), предусматривает изучение музыки и других видов искусств, их взаимосвязь как проявление целостной художественной культуры.

На отделении теоретических дисциплин работают преподаватели любящие свое дело:

Зенкина Светлана Александровна - преподаватель высшей квалификационной

категории и Косачева Ольга Леонидовна  –  преподаватель высшей квалификационной категории.

Образовательная программа

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, список литературы.

Сольфеджио. Срок реализации - 5 лет.

Сольфеджио. Срок реализации - 7 лет.

Сольфеджио. Срок реализации - 8 лет.